Esoteric Portal

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Esoteric Portal » Пентаграммы, гектаграммы, символы, знаки. » Символика лапландского шаманского бубна Петровского времени.


Символика лапландского шаманского бубна Петровского времени.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В статье «Символика шаманского лапландского бубна» рассматриваются основы
языческих религиозных верований русских, финских, шведских и норвежских саамов.
Приводится краткая история христианизации саамского населения Лапландии и
особенности взаимного проникновения христианства и язычества. Подробно описываются 
роль и функции шамана-нойда в жизни саамов. Особое внимание уделено устройству и
функциям главного лапландского шаманского магического инструмента – бубна .
Подробно тут .

В руки автора попал шаманский бубен, изготовленный современным мастером, с
нанесенным рисунком со старинного (1723 год или ранее) лапландского шаманского
бубна. Бубен изготовлен мастером в форме старинного "рогатого" круглого бубна,
характерного для народов, живших вдоль побережья Варяжского моря (Балтийское море и
Финский залив). Рисунок на бубне с подробной символикой шаманской системы
мироздания позволяет лапландскому шаману с высокой точностью предсказывать
будущие события и получать ответы на любые поставленные вопросы в процессе
“дивинации” (гадания путем обращения к высшим духовным силам).
Рис. №1 Общий вид бубна. Фото автора.

0

2

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//68/87/68087140_zima.gif

В Европе Лапландцы издревле заработали репутацию сильных
практиков волшебства и магии, которая сохранилась в пословицах почти всюду в Европе.
В древние времена многие отпрыски европейских благородных семейств учились
волшебству в Лапландии. Английская литература изобилует ссылками на Лапландских
ведьм, также как и кельтские ведьмы, саамские занимались продажей ветров и бурь в
завязанных узлами веревках. В самой Швеции ходили слухи, что во время тридцатилетней
войны 1618- 1648 г.г. лапландские шаманы активно использовались для обеспечения
побед шведской армии. (Miller 2007:17). Лапландские шаманы и в настоящее время
считаются одними из самых «творческих» среди своих братьев, идущих по тому же пути,
привнося новые варианты практик в свою деятельность.

Из-за гонений на шаманизм сохранившиеся в музеях Швеции и Норвегии бубны обычно
не старше трех столетий. Все известные сохранившиеся бубны принадлежат к западным
областям Лапландии – ближе к Швеции и Норвегии. Видимо, в зоне влияния Петровской
Руси к бубнам относились гораздо менее терпимо. Сохранилось предание о гонениях на
шаманов - лопарей во времена Ивана Грозного и предсказание ему смерти шаманами в
1584 году, после явления кометы на небе. Известно, что Петр I 26 июня 1722 года,
приказывал сибирскому губернатору князю Черкасскому отправить из Якутска в Санкт-
Петербург дворянина Дмитрия Кычкина с шаманами: "… велено де дворянина Кычкина
со определенными по Указу ему с шаманы и с шитыми рожами указанным числом с семьями выслать в самой скорости, в чем и подписаться ему, дабы он Кычкин, по Его
Императорского Величества Указу, трактом своим ехал с великим поспешанием, нигде не
медля ни часа под опасением жестокого штрафа... " для помощи в лечении хронической
болезни Императора. (Федоров 2001)
В результате массированного давления властей Лапландцам пришлось принимать
Христианскую веру. Однако они приняли ее своеобразно – просто включив его в свою
религиозную систему, что нашло отражение и в рисунках на лапландских бубнах, где
наряду с духами и сейдами можно увидеть христианские кресты, церкви, ангелов и
демонов, Христа и Апостолов. Однако Христианские символы всегда располагались ниже
Саамских богов. Причащаясь в церкви новообращенный саам считал, что он причащается
не «крови Христовой», а крови Саракки, богини Подземного мира, дочери Мадеракки.
Откусывая в церкви хлеб, саам считал, что это не «тело Христово», а плоть Лейб Олмая
(покровителя животных и бога охоты). (Motz 1997: 52) Возможно, считалось, что
ассимиляция христианства в языческий шаманский строй будет более безопасным для
носителей шаманизма. Кто же будет сжигать бубен, если на нем изображен Иисус
Христос и Апостолы? Редкость таких изображений на сохранившихся бубнах доказывает,
что  посыл этот, вероятно, был ошибочен.   
Однако, церковь требовала полного и исключительного перехода Саамов в Христианство
и продолжала преследовать шаманов – нойдов. Постепенно, на протяжении столетий,
отношение к нойдам стало меняться. Эпоха охоты на ведьм трансформировала образ
шамана-нойда в образ слуги дьявола. Считалось, что шаманы обретали бессмертие,
продав свою душу, и души своих родственников. Многим Саамам пришлось отступить,
чтобы не быть казненными и принять Христианство, отказавшись от шаманизма.

Саамы различают «хороших» шаманов – “noaidi”, которые помогают
людям, и плохих, способных вредить людям “geaidu” – ведьм. 
По другой, нойды могут наносить вред людям, а гейду – не могут. Их силы ограничиваются лишь «творением
чудес». В современном мире саамы редко  употребляют слово нойд, предпочитая термины
guvlar («помощник») и buorideaddji («улучшатель»).  В Норвегии по отношению к
современным шаманам целителям употребляют термин leseren («тот, кто может
читать»). (Miller 2007:26)

0

3

Способность шаманов консультироваться с миром духов подразумевает возможность для
убеждения духов, управляющих естественным миром, в необходимости помощи человеку
или, по крайней мере, в гармоничном соседстве. Каждое отдельное место в природе имеет
своих духов, у каждой силы природы есть свой бог, и каждого из них можно и нужно
просить о помощи и содействии человеку, так, как будто дух – есть живой человек.
Для перемещения из мира людей в мир духов самым важным инструментом для шамана
является бубен или рунический барабан (бубен). Он используется и как конь (или лось,
или олень, или козел – у горных саамов), переносящий шамана, и как карта, чтобы не
заблудится в духовном мире. Бой в бубен приводит шамана в, как принято говорить, 
экстатическое возбуждение, которое позволяет ему войти в состояние транса – «лови»
(lovi) – экстаз, завершающийся падением в обморок.  Дословно «лови» означает  дыру или
прорезь между мирами – Небесами, Земным миром и Подземным миром.  Это отверстие
является входными воротами в Маналу (священную реку, ведущую или ограничивающую
Подземный мир мертвых – Ямби Аймо).
В состоянии транса одна из душ шамана может оставить тело, принять другую форму и
свободно перемещаться в духовном мире как дух или «дыхание ветра», используя
магических животных  или птиц в качестве средства доставки. Душа обычно выходит  из
тела шамана в области желудка. Такое состояние души описывают словом gandus (лат.) ,
gand (норв.) или bijat (bijag)(финн.) (Miller 2007:36)

0


Вы здесь » Esoteric Portal » Пентаграммы, гектаграммы, символы, знаки. » Символика лапландского шаманского бубна Петровского времени.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC